Пн-Пт 9.00-19.00
сб 10.00-16.00
Схема проезда
Новости

Какое будущее у Челябинска?

19.6.14

В ближайшие 10 лет в Челябинске, скорее всего, ничего кардинально не изменится. Все будет примерно на том же уровне, что и сейчас. Чтобы понять почему, достаточно взглянуть на прошлое. Нынешний Челябинск, конечно, чем-то отличается от города 10-летней давности: многое изменилось в лучшую сторону (например, дороги и торговые центры), что-то – в худшую (количество фонтанов и зелени в городе резко сократилось), но в целом экология, качество жизни горожан не изменились.
Очевидно, что в ближайшем будущем не предвидится проектов, которые позволили бы сделать резкий прорыв: Олимпиады в Челябинске не будет, Чемпионат мира по футболу-2018 пройдет в соседнем Екатеринбурге, рассчитывать на ЭКСПО тоже не стоит. Так что, нам предстоит тихая, спокойная жизнь, без денежных целевых потоков из Москвы, гиперпроектов и мегастроек. Столица Южного Урала, на мой взгляд, будет становиться все более провинциальной, будет продолжать превращаться в город – дискаунтер по ценам на жилье, по содержанию покупательской корзины и услуг. Хорошо это или плохо? Каждый решит для себя. Лично я собираюсь жить в Челябинске, однако меня волнуют три вопроса. Что у нас будет строиться? Будут ли решаться вопросы экологии? И как изменится городская инфраструктура?
Если говорить о строительстве жилых районов, то оно в ближайшее десятилетие будет идти примерно такими же темпами, как сейчас. Будет строиться преимущественно жилье эконом-класса. Слухи о том, что Москва видит, находящийся на  границе с Казахстаном, Челябинск большим полуторамиллионником с относительно дешевым  жильем подтверждается. Сегодня город наполняют приезжие с области, Кургана, Севера, Казахстана, семьи из средней полосы России, которые покупают квартиры, реализуя государственные сертификаты. Эти люди хотят жить в крупном городе, их влекут квартиры по одним из самых низких в России ценам.
Приоритетным направлением строительства массового жилья будет оставаться  северо-западное. При этом продолжится  расслоение населения на классы. Некоторые районы постепенно будут превращаться в «гетто»: это касается территорий с жильем эконом-класса и старыми панельными домами. Так называемый, средний класс будет переезжать в дома с охраняемой территорией и за город. Загородные поселки  будут расти как грибы после дождя.
Для того чтобы быть современным мегаполисом, Челябинску недостаточно лишь строить жилье и магазины. В нашем городе должны появляться освещенные велосипедные дорожки, бассейны, аквапарки и скверы. Но будет ли все это? Очень многое  зависит от местной власти, которая будет сформирована после выборов в сентябре. Будет ли у чиновников и депутатов мотивация участвовать в неформальном соревновании за процветание города, как это делают Казань, Уфа, Екатеринбург, Ярославль?
В связи с политической неопределенностью, остается открытым вопрос — придут ли в город инвесторы? Если да, то, скорее всего, у нас будут строиться  торговые комплексы столичного масштаба (типа Меги в Екатеринбурге). Но возможно сохранение сценария, при котором местной власти будет невыгодно расстилать ковровую дорожку перед инвесторами. Тогда не стоит ждать появления новых рабочих мест, и внедрения инноваций, опробованных в других городах (в строительство, на производство, в торговле).
Какой будет политика будущих властей по формированию транспортной инфраструктуры, тоже вопрос. А ведь транспортная доступность это не только возможность из спального района приехать за 15 минут в другой район. Это еще и создание условий, при которых в центре города, а он у нас очень компактный, будет удобнее и дешевле передвигаться не на личном автомобиле, а пешком или на трамвае. Тогда и магазины, кафе, рестораны будут наполнены людьми. Современный низкопольный трамвай по большому счету — горизонтально бегущий эскалатор, в который легко заходить: сделал шаг и ты внутри. То, что сейчас происходит у нас в центре – исторический нонсенс. По главной площади города идут потоки чадящего транспорта.
В будущем Челябинска не должно быть такого количества  маршруток. Они опасны для людей, мешают транспортным потокам. Транспорт будущего – низкопольные автобусы, трамваи, такси.
Если такая политика будет проводиться, то экология будет улучшаться. Впрочем,  экологическая тема еще долго будет основной при продвижении застройщиками  продаж загородного жилья. В течение ближайших 10 лет нам, к сожалению, не избавиться от стереотипа грязного города.
Челябинск хороший город. Уральские пейзажи, с минимальными рисками природных катастроф. Времена года, классически сменяют друг друга как в сказках Пушкина. Чудесные люди. Отсутствие национальных проблем. Развитая промышленность.
У города большой потенциал.
Я люблю Челябинск, каким бы он ни был особенным. Мечтаю видеть земляков неравнодушными, создающими порядок вокруг своих мест обитания: в подъезде, во дворе, в сквере, где гуляешь. А город станет таким, каким мы его заслуживаем. 
 
 
Чернядьев Игорь Викторович, директор ЦН Форум